Что делать если издеваются в школе

 

Узнайте, что делать, если над ребенком издеваются в школе. Как вести себя родителям и ребёнку. Как остановить травлю в школе рассказывает психолог Елена С. Узнайте, что делать, если над ребенком издеваются в школе. Как вести себя родителям и ребёнку. Как остановить травлю в школе рассказывает психолог Елена С.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато» (Максим)

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

Как распознать потенциального агрессора?

Если внимательно проследить за компанией или классом, то агрессора легко вычислить невооруженным глазом. Он чаще смеется над коллективом или отдельными людьми. Возможно, просто подхватывает смех одним из первых, если зачинщиками травли являются разные люди. Именно такие активные дети склонны к насилию.

На желание поиздеваться влияют социальные, экономические и даже климатические обстоятельства. Но чаще всего ребенок способен вымещать свои проблемы на других, если к нему так же относятся дома, он имеет сложности в семье или живет в неблагоприятных условиях. Отсюда выливается и еще одна причина – недостаток внимания в семье. Ребенок таким образом пытается обратить на себя внимание, и травит своей агрессией других.

Часто в роли агрессоров выступают лидеры, которые реализовывают себя не за счет действительно положительных качеств, а за счет издевательств над сверстниками. И очень печально, что другие дети подхватывают его действия. Такие лидеры не в состоянии реализоваться в учебе или спорте, они способны лишь травить более слабых детей. Никогда они не будут приставать к сильным или старшим, потому что быстро лишатся лидерского качества, пусть и такого сомнительного.

Агрессорами могут быть не только парни, но и девочки. Мужская агрессия проявляется чаще всего драками, а женская – сплетнями и издевательствами.

Фото 1

Издевательства, какие они бывают?

Дети на все обращают внимание: как ты одеваешься, как говоришь, кто твои родители, что ты кушаешь и как ты вообще живешь, и это сразу становится возможностью подкалывать и находить слабые, ранимые места. А когда ты попробуешь что-то ответить, так готовы еще и прижать тебя к стенке.

Порой оскорблений словами становится мало, тогда подростки переходят к физической силе. Дернуть за волосы, поставить подножку, копнуть, ударить книжкой по голове. Такие издевки всегда сопровождаются насмешками и словесными унижениями. Знакомо правда? Понимаешь, они так делают ради прикола, тем более, если ты не можешь дать сдачи. Им как-то все-равно, что тебе стыдно или больно. Даже, если ты попытаешься защититься, то они считают, что как это ты посмел противостоять и надо тебя проучить.

Иногда дети бойкотируют какого-то ребенка, будто он пустое место. Не разговаривают с ним, вообще не обращают внимание на его присутствие. Также для прикола одноклассники насильственно заставляют что-то делать, раздеться например, угрожая расправиться или что-то отбирают. Бывают случаи, что бьют телефон, рвут тетради, отбирают деньги или вещи.

Дети безжалостней  взрослых, поскольку они еще не знают той границы боли и жестокости.

Некоторые родители не обращают на ребенка внимания, не учат его, и он растет в семье, но одинок. Эту агрессию надо куда-то выплеснуть. Эту обиду он возмещает на тебя. А если еще и связался с уличной компанией, и живет по уличным законам, то пытается унизить слабаков, поскольку они ничтожны.

Если в семье  царит любовь и поддержка, но в школе его унижали, то ребенок тоже начинает обижать других, чтобы стать сильнее или возмести обиду. Присмотрись к своим одноклассника и ты заметишь, что всегда найдется кто-то крутой, «главарь» класса, который пытается поддерживать свой авторитет, считая это правильным. Другие же ребята подражают ему, хотят тоже быть крутыми.

Читать далее: Учеба в школе: секреты хороших оценок

В душе эти дети также переживают и волнуются как и ты, только они поняли, что издевательством над другим можно прикрыть свой страх и свою неуверенность. Это, знаешь, по чем сразу видно? Когда даешь таким отпор, они сразу трусят и теряются.

Представь, перемена, скучно. Как можно повеселиться? Да, для некоторых, это развлечение, кого-то подколоть, поиздеваться, тем более, что все это воспринимают, как игру, что-то веселое. Даже, если и другим такое и не нравится, можешь быть уверен, что они не будут протестовать, поскольку сами бояться оказаться на твоем месте.

Мальчики часто обижают девочек. Так знай, что им они могут и нравится, но проявлять чувства они не умеют, симпатия вызывает внутренний дискомфорт, но сами этого они не осознают и не понимают. А что нам не понятно, то чуждо.

Агрессия возникает при зависти и ревности, когда ребенок осознает свое чувство, но стыдиться его, поэтому защищается путем издевательства над лучшим.

Просто пойми, что если над тобой издеваются, то это значит, что ты в чем-то лучше их, хотя не ты, не они сами не могут этого понять. Это придает уверенность в себе, правда. Что обычно заводит детей издеваться над кем-то?

  • Семья в которой тебя любят родители и балуют — значит любимчик, лучший за других, а это вызывает зависть и ревность.
  • Неблагополучная семья или бедная, значит бомж и отстой — тоже не такой как все.
  • Одежда всегда говорит о твоем достатке. Если  одет по-бедному или странно. Отличаешься и не подходишь по статусу, хотя и неизвестно, как они действительно живут. Круто одеваешься — тоже ревность.
  • Гаджеты, ты можешь оказаться изгоем и хвастунишкой, поскольку тебе завидуют. А если не имеешь, как у других, то соответственно не можешь быть в их кругу.
  • Внешность и как ты себя воспринимаешь, широкое поле для издевок. Главное, чтобы ты себя любил и уважал, а иначе будут и прозвища и издевательства. Неуверенный в себе — неудачник, уверенный в себе — зазнайка. Красивый — ревность, некрасивый — отстой.
  • Интересы могут послужить основой для насмешек, а также твои взгляды. Но, все равно, не отступай и будь самим собой.
Читать далее: Друзья, как их найти?

Как видишь, в любом случае ты можешь стать вороной и неудачником для агрессоров. Так зачем тогда беспокоиться о их мнении?! Всем понравиться невозможно. Просто осознай это!

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь - слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Чужой среди своих

Раньше объяснение буллингу было простым: ребенок, позволяющий себе издеваться над другими, на самом деле неуверенный в себе, потому таким образом пытается компенсировать свои страхи.

Но многочисленные исследования опровергли этот факт. Ведь оказалось, что агрессоры, в большинстве своем, достаточно сильны духом и амбициозны. Почему же они так себя ведут?

Объяснение достаточно банально: это норма для коллектива, в котором постоянно находится булли, и, более того, это постоянно поощряется. Иногда такие выходки являются способом подтвердить свой авторитет в компании или попыткой доказать, на что он способен.

Стать жертвой травли может кто угодно. Но чаще всего это те, кто не может постоять за себя и дать отпор. А также интроверты, всегда держащиеся вне коллектива, реже дети, которые ведут себя вызывающе.

Зацепка может быть любой: толстый, худой, «очкарик», мямля, заика.

Сложность подобной проблемы состоит в том, что родители, как правило, узнают о ней постфактум. Само чадо, скорее всего, будет молчать и уверять всех в том, что все в порядке, несмотря на грязную или порванную одежду, синяки, царапины, испорченные канцелярские принадлежности.

Звоночком к тому, что немедленно требует обратить внимание на взаимоотношения в школе, может также быть отказ ее посещать, излишняя замкнутость, внезапные истерики, злость. Если до этого встречи и общение с друзьями были регулярными и вдруг сошли на нет – обязательно поинтересуйтесь почему.

Далее нужно начать действовать. Но только руководствуясь разумом, а не эмоциями. Ведь часто первое желание, возникающее у взрослых в таком случае – отомстить, сиюжеминутно поговорить с родителями обидчика или еще лучше – обсудить этот острый вопрос на родительском собрании.

Все это делать категорически не рекомендуется. Помочь таким образом вряд ли получиться, а вот ухудшить ситуацию – вполне. Ведь чадо с этого момента может стать не только «толстушкой» или «очкариком», а и «ябедой», «нюней» и «маменькиным сыночком».

Фото 2

Как бороться с агрессией?

Пресекать такое поведение нужно при первых же проявлениях. Если травля происходит в школьных стенах, учительница должна встать на защиту ребенка, над которым издеваются сверстники. С агрессором и заводилой необходимо поработать отдельно.

Родители обеих сторон должны быть введены в курс проблемы сразу же, потому как они чаще всего узнают о травле своего ребенка или своим ребенком последними. И уже тогда, когда ситуация слишком запущена.


Почему родители узнают об этом последними? Тут все просто. Агрессоры дома ведут себя иначе, а пострадавшие могут просто промолчать о таких ситуациях перед родными.

Как понять, что ваш ребенок стал объектом издевательств?

Если у вас появились подозрения, что ребенка травят в школе, поговорите с ним об этом, но осторожно. Разговор ведите в спокойном тоне, чтобы ребенок видел в вас защитника. Расспросите его об отношениях с одноклассниками, учителями и другими детьми. Если в семье царит доверие, то ребенок не будет скрывать информации об издевательствах, ведь увидит в лице родителей поддержку.

Жертвы агрессии жалуются на плохой сон и аппетит, могут развиться проблемы, которые касаются не только психики. У ребенка может резко меняться настроение, появляется тревожность, заикание и нервный тик.

Если каждое утро ребенок отказывается идти в школу и плачет при расспросах – это прямой признак травли. Обратите внимание на шарканье ногами. Оно указывает на то, что ребенок испытывает стресс. При физическом насилии на теле можно обнаружить синяки, ссадины, порезы.

Как проявляется травля?

Она бывает нескольких видов:

  • Вербальная. Жертве придумывают оскорбительные прозвища, унижая ее и оскорбляя этим. Обидные слова тут – главное оружие. При
  • вербальной травле возможно параллельный кратковременный бойкот врагами или же полный отказ от общения с изгоем.
  • Физическое насилие. Избиение жертвы, ежедневные удары как бы «невзначай», порча или отнятие у изгоя личных вещей.
  • Киберзапугивание. Этот метод достаточно распространен в последнее время. Травля в интернете проявляется через анонимные угрозы, с помощью взлома страниц и через публикацию скриншотов и видео с жертвой запугивания.

Но чаще всего эти виды насилия идут в совокупности.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://news.tut.by/society/524870.html
  • http://lirunet.ru/chto-delat-esli-nad-rebenkom-izdevayutsya-v-shkole/
  • https://familyexpert.ru/podrostki/izdevautsya-v-shkhole
  • https://nashideti.temaretik.com/1592905552963308217/chto-delat-esli-nad-vashim-rebenkom-izdevayutsya-v-shkole/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий