Что такое единое землепользование в кадастровом паспорте

 

Что такое единое землепользование и для чего оно необходимо? Состав, правовое регулирование и порядок формирования. Обо всём этом в данной статье. С целью проведения раздела единого землепользования в 2019 году могут использоваться разные способы, исходя из права собственности и другой специфики. В этом материале мы расскажем, что такое раздел единого землепользования, с какой целью он осуществляется, перечень документов для этой процедуры и какой госорган занимается данным вопросом.

Землепользование: понятие и особенности

Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.

Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.

Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.

В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.

Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.

Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.

В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:

  • участок передается субъекту на длительный срок;
  • создаются условия для развития его деятельности;
  • гарантируется защита его интересов;
  • закон ограничивает срок реализации права использования земли.

Понятия устойчивости землепользования и землевладения

Принцип устойчивости землепользования может реализоваться в разных формах. Согласно Земельному кодексу РФ, существуют такие виды пользования земли:

  • бессрочное или постоянное (ст. 39.9 ЗК РФ);
  • на определенный период, предусмотренный договором аренды (ст. 22 ЗК РФ).

Длительные сроки землепользования повышают заинтересованность субъектов в рациональном использовании наделов и соблюдении требований относительно охраны важного природного ресурса.

Бессрочные права заставляют пользователей задуматься о необходимости улучшения состояния земли, ведь от этого зависят показатели их деятельности, рост которых ведет к повышению доходов.

Принцип устойчивости не менее важен при реализации права собственности. Специалисты в области земельного права отмечают, что он является обязательным условием рационального использования участков. Только уверенный в стабильности своего права на землю субъект будет заботиться о повышении плодородности и о сохранности угодий.

Право на землю защищено Конституцией РФ. Ее нормы гарантируют гражданам право на получение земельных наделов.  Отказ в их предоставлении можно обжаловать в судебном порядке.

Закон гарантирует свободу хозяйственной деятельности, определяет перечень прав и обязанностей, связанных с эксплуатацией угодий. Полномочия субъектов землевладения и землепользования надежно защищены государством.

Отличие между землепользованием и землевладением

Тем, кто планирует приобрести или арендовать участок земли, следует уяснить, чем отличается владение от пользования.

Право собственности подразумевает наличие у владельца таких полномочий:

  • владение (фактическое обладание), подтвержденное соответствующим свидетельством;
  • пользование;
  • распоряжение.

Их наличие позволяет отчуждать имущество. Выше упоминалось, что владелец может продать участок, сдать его в аренду, использовать в качестве залога и так далее.

Землепользователи могут реализовать свои потребности только в соответствии с профильным законодательством и условиями договора, на основании которого они используют надел.

Нельзя также забывать о таком понятии, как региональные особенности землепользования, ведь особенности некоторых местностей позволяют использовать землю только в определенных целях. Распоряжаться по своему усмотрению участком пользователи не имеют права.

Итак, главное отличие землевладения от землепользования заключается в том, что последнее является составляющей первого.

Законодательное регулирование использования земель

Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.

Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:

  1. Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
  2. Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.

Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.

Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:

  • общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
  • отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.

Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась года.

Понятие единого землепользования

На юридических форумах часто обсуждается вопрос, что такое единое землепользование. Поскольку это понятие встречается в специальной литературе, стоит ознакомиться с ним более детально.

Под единым землепользованием следует понимать земельный участок с определенным кадастровым номером, состоящим из 2 и более наделов, имеющих обособленные собственные контуры и кадастровые номера.

Такой порядок учета угодий существовал до 1 марта 2008 года, когда в силу вступил Федеральный закон от «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ.

Преобразование единого землепользования

Некоторые лица, в чьей собственности находится составной земельный участок, хотели бы его преобразовать. Порядок образования новых наделов из единых землепользований описан в письме Минэкономразвития от «О многоконтурных земельных участках» № 22409ИМ/Д23. Согласно этому документу, чтобы преобразовать единое землепользование, следует:

  • объединить его со смежными наделами;
  • перераспределить его между единым землепользованием и обычным участком;
  • выделить надел из землепользования.

В результате будет образован обычный или многоконтурный участок земли.

Выделение участка

Раздел единого землепользования путем выделения из него участка производится на основании соответствующего заявления в кадастровую палату. В нем следует указать причину принятия такого решения. Заявитель должен собрать пакет документов, подтверждающий право собственности на надел.

После проведения процедуры участок регистрируется как самостоятельная территория.

Таким образом надел зарегистрируют как обособленный земельный участок, а остальные территории – как многоконтурный надел.

Как оформляется перераспределение

Перераспределение единого землепользования требует переоформления документов. Для выполнения этой задачи сотрудникам кадастровой палаты придется провести анализ и сравнение данных, указанных в документации, с фактическими характеристиками участка.

Владельцы угодий, кроме заявления, должны предъявить:

  • свидетельство о праве собственности;
  • удостоверение личности;
  • кадастровый паспорт участка;
  • межевую схему.

После проведения процедуры сотрудники органа оформляют новый кадастровый паспорт на участок и вносят соответствующие изменения в другую документацию.

Процедура прекращения единого землепользования

На сегодняшний день статус единого землепользования был приостановлен вступлением в законную силу ФЗ №221.

Что касается его прекращения, то оно осуществляется путем преобразования единого землепользования, в результате которого собственник получает отдельные участки или многоконтурные наделы.

Последнее понятие, введенное ФЗ №221, пришло на замену единому землепользованию.

Прекращение единого землепользования

Фото 2

Для урегулирования разногласий в нормативно-правовой сфере осуществляется при помощи различных нормативных актов (приказы о делении земель, кадастровый номер и другие документы). Данное правовое регулирование осуществляется в сфере государственного учёта земельных участков. Как правило, для правового регулирования в сфере землепользования используются различные правовые инструменты. Государственный закон № 221 является одним из правовых инструментов регулирования в сфере ЕЗ.

На сегодняшний день статус ЕЗ не присваивается, так как в 2007 году вступил в силу государственный закон №221, согласно которому вводиться понятие многоконтурные участки. Сегодня данный статус является альтернативой ЕЗ. Следовательно, статус ЕЗ присваивался землям до 2007 года. Земельные наделы, которые подпадали под определение — Единое землепользование до 2007 года не были преобразованы. Поэтому они сегодня подпадают под этот статус.

Область применения

На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.

Постановлением Федерального закона №221 от года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.