Тахографы на грузовые автомобили — какие новации актуальны сегодня? Для чего нужен тахограф в грузовике? Тахографы на грузовые автомобили — зачем нужен тахограф на грузовой автомобиль?. Безопасности дорожного движения в Российской Федерации уделяется много внимания, которое затрагивает и режим отдыха водителя. Ведь дальнобойщики порой работают без сна, чтобы побыстрее довезти груз до пункта назначения, а это в некоторой мере угрожает другим водителям. Чтобы контролировать режим использования автомобиля, а также отдых водителя, власти сделали обязательной установку тахографа на транспортные средства. Поэтому следует рассмотреть зачем нужны тахографы на грузовые автомобили в РФ в 2019 году и как их нужно использовать.
Содержание
- Правила эксплуатации тахографа
- В каких случаях производится проверка устройства
- Нужен ли тахограф на самосвал?
- Из чего состоит и как работает тахограф?
- Нужен ли тахограф на самосвал, личный грузовик
- Что такое СКЗИ для тахографа
- Что это такое?
- Карта идентификации и её назначение
- Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
- Нужен ли тахограф на личный грузовик?
- Назначение тахографов
- Виды тахографов
- На какие транспортные средства устанавливается тахограф
- Проверка тахографов
- На каких авто не нужен тахограф?
- Важные моменты
- Преимущества установки тахографов
- Что такое калибровка тахографа
- Законодательные изменения 2019 года
- На какие грузовые автомобили должны устанавливаться тахографы
- Отсутствует тахограф? Плати штраф
- На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?
- На какие машины нужен тахограф в России?
- Вопросы и ответы
Правила эксплуатации тахографа
Перед началом движения, лицо управляющее ТС, должно вставить личную карту в соответствующий приёмник. Таким образом осуществляется контроль над всеми действиями лица, управляющим транспортным средством на протяжении маршрута.
Срок действия карты водителя составляет 3 года, по истечении указанного периода её необходимо переоформить заново.
Алгоритм действий водителя несложен:
- В начале смены необходимо вставить личную карту в слот приёмника чипом вверх.
- После считывания информации на дисплее отобразятся сведения о водителе.
- При отказе устройства принимать карту следует незамедлительно сообщить о неполадке непосредственному руководителю и передать карту на диагностику и ремонт, в случае возникновения такой необходимости в специализированном сервисном центре обслуживания.
- После начала движения тахограф начинает фиксировать считанную информацию, касающуюся скорости, времени в пути, местоположения и прочие данные, касающиеся режима вождения. «
- После остановки и выключения зажигания тахограф автоматически переходит в режим ожидания.
- В конце смены водитель обязан изъять свою карту путём нажатия соответствующей клавиши на устройстве, после чего устройство зафиксирует окончание работы.
Запрещено движение на транспортном средстве без активной личной карты, а также недопустимо использование чужой.
В каких случаях производится проверка устройства
Действующее законодательство наделяет полномочиями сотрудника ГИБДД по проверке транспортного средства, на котором должен быть установлен тахограф.
Предмет проверки:
- правильность установки и подключения устройства;
- осмотр на наличие визуальных механических повреждений на контрольной пломбе;
- работоспособность устройства;
- личную карту лица, управляющего транспортным средством;
- соблюдение водителем установленного маршрута и требований трудового законодательства.
Проверка оборудования происходит с использованием именной карты сотрудника ГИДД, которая вставляется в считывающее устройство тахографа.
Нужен ли тахограф на самосвал?
Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, - это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.
С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.
С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?
Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.
В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.
Из чего состоит и как работает тахограф?
Принцип работы всех тахографов, как правило, одинаков:
- Любой прибор содержит датчик скорости, позволяющий фиксировать скорость движения автотранспорта и оставленное позади расстояние.
- Второй важный элемент тахографа — аккумуляторная батарея, за счёт которой ведётся учёт данных.
- Третий компонент — бортовое устройство, контролирующее режим работы и отдыха водителя, а также оптимальную скорость.
Нужен ли тахограф на самосвал, личный грузовик
Все зависит от целей его использования. Если личный грузовик или самосвал используется только для личных нужд, в том числе сдается в аренду для личных нужд, то тахограф ему не нужен, но водителю придется иметь при себе во время рейса документы, подтверждающие некоммерческое использование машины.
Также устройством контроля не оборудуются комбинированные дорожные машины, которые часто производятся на базе КАМАЗа, но только если они оборудованы спецсредствами — щетками, емкостью для песка и т. д.
Переезжаете в другой город? Узнайте, как оформить временную регистрацию.Дарственная на квартиру: как и где правильно оформить? Читайте в статье.
О нюансах раздела имущества супругов при разводе читать далее.
Самосвал, используемый в любом качестве, кроме личного транспорта, в профессиональных или коммерческих целях, в том числе на стройке или на уборке городских магистралей, оборудуется тахографом в любом случае.
Что такое СКЗИ для тахографа
Модуль СКЗИ – это, дословно, Средство Криптографической Защиты Информации. Устройство оснащено, грубо говоря, энергонезависимой памятью, и специальным криптографическим процессором. Производство и работа (а также лицензирование) с этими модулями контролируется ФСБ РФ, аналогично модулям ЭКЛЗ для кассовых аппаратов.
Сам по себе блок СКЗИ представляет собой небольшой корпусной элемент, с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС.
Основная цель установки такого блока – это предотвращение корректировки записанной информации.
Функционально блок СКЗИ производит:
- Работу с цифровой подписью;
- Защиту от корректировки уже записанных данных;
- Согласовывает записанные данные с временным штампом, что исключает корректировку времени записи.
Что это такое?
Тахограф — специальный измерительный прибор, контролирующий движение машины в пути. Это небольшое устройство регистрирует и сохраняет важнейшие показатели, такие как:
- скорость движения;
- маршрут;
- соблюдение ПДД;
- режим труда и отдыха.
Внимание! По правилам, водитель транспортного средства, оснащённого тахографом, обязан каждые 4 часа останавливаться и отдыхать не менее 40 минут.
Первоначально назначение тахографа ограничивалось рамками сохранения жизни и здоровья водителей, а также для сокращения случаев ДТП. Сегодня цели установки данного прибора расширились.
С помощью тахографа фиксируется скоростной режим, средняя скорость, периоды работы водителей. Прибор даёт возможность пресекать нарушения скоростного режима и чрезмерную усталость экипажа.
В соответствие с международным договором ECTP, въезд на территорию стран Евросоюза автотранспорта, поставленного на учёт в ГИБДД после 16 июня 2010 года и не оборудованного цифровыми тахографами, запрещён.
Установленный на российский автомобиль тахограф открывает доступ на территорию всего Евросоюза.
В России с . 2014 г. наличие тахографа является обязательным условием для всего колёсного транспорта, принадлежащего юрлицам и индивидуальным предпринимателям.
Карта идентификации и её назначение
Считывание информации, идентификация пользователя, а также контроль за корректностью сохранённых сведений осуществляется с помощью чиповой карты доступа.
Карта оснащена специальным криптографическим микропроцессором, что делает практически невозможной её подделку.
Карта имеет высокую степень защиты. Законом запрещается использовать карту водителя лицом, которому она не принадлежит и за которым она не закреплена. В противном случае к нарушителю будут применены административные санкции.
Владельцу транспортного средства или водителю необходимо ежедневно распечатывать сохранённые на память устройства сведения, по результатам пройденного пути или окончания рабочего дня. Исключением являются случаи физического уничтожения или утраты карты идентификации.
Карта предприятия позволяет работодателю получать детализированную информацию и проводить ряд корректировок. Уровень доступа и функциональные возможности позволяют распечатывать итоговые данные, сохранённые на устройство, а также блокировать сведения во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц.
В отличие от идентификационной карты водителя, карта предприятия не персонифицирована, и не закрепляется за конкретным уполномоченным лицом организации. Также нет ограничений по количеству средств доступа к информации тахографа.
Следует отметить, что с помощью такой карты невозможно получить информацию о пункте отправки или назначения транспортного средства, в связи с чем она применяется исключительно при настройке или монтаже тахографа.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2019 года в закон "О БДД" добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
...
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года
Назначение тахографов
С учётом написанного в двадцатой статье названого закона, все юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны оснащать ТС тахографами. А госслужащие надзорных органов для осуществления контроля имеют право доступа к ним.
Приборы монтируются на следующие группы автотранспорта, изготавливаемые и используемые в пределах нашей страны (Приказ Минтранса номер 36 от 2013-го):
- грузовые машины массой 3,5 — 12 тонн (категория N2);
- грузовики весом более двенадцати тонн (N3).
Иметь тахографы должны также ТС, предоставляющие услуги по транспортировке пассажиров с сидячими местами от восьми единиц (М2 и М3).
Основная цель регистрирующего прибора — это безопасность, которая во многом зависит от гармоничности установленного распорядка рабочего времени шофёра и часов его отдыха. Например, согласно п. 19 Приказа Минтранса, за номером 15 от 2004-го года, водитель обязан после четырёх часов вождения сделать пятнадцатиминутный перерыв.
Ни для кого не секрет, что в утомлённом виде опасно браться за руль. Самочувствие шофёра в данном случае сопоставимо с посталкогольным опьянением, когда нарастает физиологическое расслабление и организм стремится как можно быстрее уснуть. Реакция человека в таком состоянии – крайне опасная заторможенность.
Тахограф, конечно же, не сможет разбудить водителя или не дать ему взяться за руль утомившимся, ведь он — лишь регистрирующий прибор. Выполняя функцию бортового самописца, он сам без устали трудится круглосуточно, без выходных. Каждую секунду принимает и запоминает информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте, а главное — фиксирует часы, проведённые в пути и отведённые на отдых.
В случае превышения скорости или нарушения рабочего режима, шофёр понесёт наказание в виде штрафов, выписанных сотрудником ГИБДД. Многие компании стали тщательно следить за своими сотрудниками. Поэтому вместе с оплатой штрафа таким сотрудникам порой приходится получать и взыскание от своего начальства. Диспетчеры автопарка обязаны отслеживать тахографические показатели после очередного рейса.
В Госдуму внесён законопроект об усилении административного наказания за пренебрежение режимом водителя.
Размеры штрафов, которые нас ожидают в ближайшем будущем:
- гражданин за рулём заплатит от трёх до пяти тыс. руб. (в настоящее время – от одной до трёх тысяч, ст. КоАП);
- должностное лицо понесёт наказание в размере от 7 до 10 тыс. руб. (сейчас 5 – 10 тыс. руб.);
- юрлица заплатят 20 – 50 тыс. руб.
Таково наказание за допуск к рейсу ТС, везущего груз или людей без технического средства контроля, либо если оно не работает или не соответствует гостребованиям. За подобные правонарушения, граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, понесут ответственность, как юридические лица.
Помимо основной цели – безопасности, регистрирующее устройство поможет предпринимателям:
- получать точные и своевременные данные;
- оптимизировать работу бизнеса;
- сократить издержки;
- эффективно управлять парком.
Такой непрерывный мониторинг тяжеловесного грузового и пассажирского транспорта принесёт не только спокойствие на автомагистралях, но и выгоду, особенно крупным компаниям.
Виды тахографов
Тахографы производятся двух типовых размеров:
- круглые (устанавливаются в гнездо спидометра);
- приборы радиоформата (устанавливаются в гнездо автомагнитолы).
По типу различают тахографы:
- цифровые;
- аналоговые (электронно-механические).
Последняя разновидность была распространена только на заре появления прибора. На сегодняшний день они считаются устаревшими, поскольку не содержат средств криптографической защиты информации; такой тахограф при желании можно легко обмануть.
Современный мир постепенно переходит на цифровые приборы, и в России с 2019 года планировалось запретить к использованию аналоговые тахографы. Однако изменения в законодательстве наступили гораздо раньше.
10 февраля 2019 года агентство Росавтотранс опубликовало письмо, согласно которому с г. в России запрещается эксплуатация тахографов аналогового образца. При этом аналоговым будет признан любой прибор, не оборудованный криптозащитой.
Попытки получить доступ к информации будут зарегистрированы прибором, и водителя незамедлительно привлекут к ответственности.
Доступ к памяти цифрового тахографа можно получить только с помощью специальных карт, которые бывают 4 видов:
- личная карта водителя (для работы на автомобиле);
- карта мастерской, в которой обслуживают тахограф;
- карта транспортной компании;
- карта инспектора (для плановых проверок).
На какие транспортные средства устанавливается тахограф
Обязанность по установке тахографа возникает в том случае, если транспортное средство эксплуатируется с целью получения прибыли – коммерческой деятельности.
Автотранспорт, подлежащий тахорафическому контролю можно разделить по категориям:
- Автобусы, с посадочными местами более 8.
- Грузовики, грузоподъёмностью 3,5 — 15 т.
Владельцы автомобилей, осуществляющих транспортировку собственных грузов, не подпадают под вышеуказанное требование, однако те, кто периодически извлекает из поездок коммерческую выгоду, обязуются оборудовать транспорт тахографом с функцией АУТ.
Включение режима необходимо в случае, если транспорт не зарегистрирован в качестве коммерческого.
Проверка тахографов
Если сотрудник дорожной полиции остановил автомобиль, на котором должен быть установлен тахограф, он вправе проверить следующее:
- Установлен ли тахограф и правильно ли он подключён.
- Имеются ли повреждения на защитной пломбе.
- Как работает прибор.
- Личную карту водителя и её показания.
- Соблюдает ли нормы маршрута водитель.
Мониторинг производится посредством именной карты сотрудника ГАИ, вставляемой в считыватель прибора.
На каких авто не нужен тахограф?
В перечень исключений входят следующие группы ТС:
- автобусы, передвигающиеся в рамках городских и пригородных маршрутов;
- троллейбусы;
- военный автотранспорт;
- автомобили внутренних органов;
- трактора и погрузчики;
- самоходные средства;
- ТС старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок;
- учебные ТС;
- спецтехника (автокраны, эвакуаторы, пожарные автомобили, машины скорой помощи, пожарные автомобили, ТС коммунального хозяйства; машины дорожных служб, бетононасосы, автобусы для ритуальных услуг, бетононасосы, дома на колесах, передвижные телестудии и пр.).
Важные моменты
Управляя грузовым автомобилем или автобусом, водитель несет ответственность не только за свою жизнь, но и за безопасность других людей.
Ведь вышедший из-под контроля тяжеловесный транспорт может при аварии врезаться в другие автомобили, перекрыть дорогу и причинить много другого ущерба.
Из-за этого было внедрено обязательное требование по установке тахографа для коммерческого транспорта, который представляет собой устройство для анализа использования машины.
Законодательство четко регулирует, какие данные собираются тахографом, с какой периодичностью они должны сохраняться руководителем и какой прибор должен стоять.
Поэтому, планируя покупку автомобиля для грузоперевозок, следует обязательно не только снабдить его подобным устройством, но и заказать карту водителя. Она будет служить идентификатором, и одновременно выполнит роль накопителя данных.
Что это такое
Тахограф представляет собой устройство, которое работает со многими другими датчиками и приборами по передаче данных.
Выглядит он как небольшая коробка с местом под карту и дисплеем, а также кнопками управления, позволяющими менять режимы работы.
Благодаря датчикам, установленным на коробке передач, а также системе ГЛОНАСС, тахограф имеет возможность отслеживать местоположение машины и ее скорость.
Атол drive 5 технические характеристики не отличаются от большинства тахографов, но при этом он более надежный.
Зачем он нужен
Тахограф используется преимущественно для того, чтобы собирать данные о режиме работы водителя, не допуская долгого движения без отдыха даже на грузовике весом в 5 тонн.
Если нарушения трудовой дисциплины все же были, руководство имеет возможность узнать об этом и вовремя назначить санкции, дабы предупредить такие ситуации в дальнейшем.
Кроме того, тахограф работает по аналогии с авиационным черным ящиком, поскольку информация в нем зашифрована, а при совершении аварии есть возможность узнать об ее причинах.
Основной функцией этого прибора является конечно слежение за водителем и его рабочим распорядком.
Ведь некоторые сотрудники используют рабочую машину в том числе и для личных нужд, что увеличивает износ, способствует большому расходу топлива и как следствие — ремонт машины необходим гораздо чаще.
Правовое урегулирование
Есть несколько нормативных актов, которые устанавливают порядок оснащения грузовиков тахографами.
В нем говорится о том, какие транспортные средства обязательно должны оснащаться такими приборами, и в каких случаях можно избежать такой потребности.
Но наказание за отсутствие тахографа содержится в другом нормативном акте, поэтому на вопрос, можно ли ездить без него, ответят однозначным отказом.
Отсутствие тахографа, его техническая неисправность, либо нарушение режима работы и отдыха водителем наказывается согласно Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Конкретная санкция прописана в статье КоАП, и в перечень наказуемых моментов попадает даже неисправность самого прибора, или же отсутствие в нем карты водителя.
Пока что за подобные проступки полагается только штраф, который назначается и водителю и должностному лицу.
Преимущества установки тахографов
Требования к установке тахографов обозначены и соблюдаются на основании Приказа Министерства транспорта №36. Необходимость покупки и установки специального бортового самописца определенным физическим лицам прописана в специальном приказе №196.
Постановление такого плана не нужно воспринимать как стремление властей ущемление прав физических лиц и транспортных компаний, занимающихся транспортировкой грузов. Приобретение и установка приборов должны быть произведены по причине преимуществ, которые они предоставляют.
Вот самые основные положительные стороны от использования тахографов:
- Полная прозрачность финансовых отчетов, что значительно экономит средства компаний. Благодаря тахографу предоставляется возможность отследить трату топлива и маршрут.
- Предотвращение аварийных ситуаций на дорогах. Это основано на том, что время, проводимое за рулем, автоматически сказывается на скорости реакции. Как известно, если водитель не прерывается на отдых, риск попадания в ДТП значительно увеличивается.
Подобная возможность отслеживания основана на особенностях работы устройства. Прибор запускается в работу одновременно с поворотом ключа зажигания и по остановке автомобиля автоматически останавливается.
Именно благодаря этому руководство транспортной компании получает возможность узнать, насколько тщательно соблюдаются все установленные предписания, сколько времени человек работает и отдыхает ли он в положенное время.
Что такое калибровка тахографа
Тахограф, кроме фиксирующего устройства, является измерительным прибором. Как и множество других измерительных устройств, он требует калибровки.
Калибровка заключается в корректировке измерительных коэффициентов так, чтобы измеренный пробег и скорость соответствовали эталонным (фактически пройденным) значениям с точностью до допустимой погрешности.
Калибровка тахографа осуществляется в следующих случаях:
- Первоначальная установка прибора;
- Отклонение встроенных часов более, чем на 20 минут;
- После проведения ремонта устройства;
- После проведения ремонта электрических цепей измерительных цепей датчиков, либо самих датчиков;
- При нарушении пломбировки прибора;
- При изменении базовых характеристик транспортного средства, включая его регистрационный номер;
- В случае изменения длины окружности шин транспортного средства выше порогового значения;
- После двух лет эксплуатации, с момента последней калибровки.
При начале эксплуатации устройства производится первичная калибровка. Её необходимо произвести в течение недели, с момента установки прибора, либо выдачи регистрационного номера транспортного средства.
Сам процесс калибровки разделён на два этапа – стендовые и дорожные испытания.
Стендовый этап включает в себя визуальный осмотр, в который входит:
- Проверка целостности и читаемости таблички, на которую нанесены данные утверждения типа устройства;
- Проверка отдельных узлов устройства, где должны быть указаны – изготовитель, дата производства, номер детали и т.д.;
- Проверка таблички с данными мастерской, производившей установку прибора;
- Контроль целостности пломб, нанесённых заводом изготовителем;
- Контроль пломб, установленных мастерской, установившей прибор;
- Контроль целостности датчика движения, а также соединительной электропроводки.
Дорожная проверка более обширна. Она включает в себя:
- Технический осмотр транспортного средства;
- Проверяют соответствие индекса W, т.е. передаточных соотношений в трансмиссии транспортного средства, при штатном давлении шин (проверяется манометром);
- Программирование устройства, согласно коэффициенту;
- Проверка значений часов устройства, и, при необходимости, их корректировка;
- Согласование шифрования датчика движения и самого прибора;
- Проверка погрешности измерений с соответствующими поправочными коэффициентами;
- Занесение данных в память прибора;
- Установка таблички, с настройками контрольного устройства;
- Пломбирование прибора;
- Пломбировка датчика и сопутствующих элементов.
Вскрытие пломб возможно только квалифицированными мастерами, с заполнением специальных бумаг, где обязательно указывается причина вскрытия.
Законодательные изменения 2019 года
Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.
Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2019 вступают в силу в несколько фаз:
- До года – тахографы должны быть установлены на грузовых автомобилях массой более 3500 кг, осуществляющие транспортировку опасных грузов категории N2 и N3;
- С года – штраф за отсутствие прибора контроля, будет накладываться на водителей автобусов (М2 и М3), с числом сидений более 8, за исключением пассажирского, а также грузовые авто N3 более 15 тонн, курсирующие по междугородним маршрутам. Это не коснется автобусов, выполняющих городские и пригородные регулярные рейсы;
- До года – тахограф должен быть установлен на всех грузовиках N3, имеющих более 15 тонн массы и занимающихся междугородними перевозками неопасных грузов;
- До года – устройство контроля должно быть на всех грузовых автомобилях N2, перевозящими неопасный груз;
- До года – срок замены приборов старых образцов, в которые попали: тахографы ЕСТР установленные на производстве до года и тахографы ЕСТР монтированные в сервисных центрах до года.
В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.
Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.
На какие грузовые автомобили должны устанавливаться тахографы
Устройство на грузовых автомобилях и автобусах внедрялось постепенно, в течении трех лет. К настоящему моменту тахограф должен быть установлен на любом грузовике с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, в том числе:
- грузовики категорий N2 и N3 (средне- и крупнотоннажные), в том числе перевозящие опасные грузы;
- пассажирские автобусы категорий M2 и M3.
Тахограф, устанавливаемый в настоящее время, может быть только цифровым, и соответствовать определенным требованиям. Аналоговые тахографы более не устанавливаются и в большинстве случаев должны быть заменены на цифровые.
Отсутствует тахограф? Плати штраф
За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.. Административного кодекса РФ предполагает штраф:
- Для граждан – от 1 до 3 тыс. рублей;
- Для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.
Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.
Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.
На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?
Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:
- Троллейбусы;
- Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами "Европейского образца";
- Военные транспортные средства;
- Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
- Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
- Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
- Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
- Автомобили, проходящие дорожные испытания.
Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2019 года эти транспортные средства не входят в список исключений.
Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):
- Автобетононасосы;
- Автобенотосмесители;
- Автогудронаторы;
- Автокраны;
- Автомобили скорой помощи;
- Эвакуаторы;
- Пожарные автомобили;
- Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
- Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
- Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
- Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
- Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
- Автолавки;
- Автобусы для ритуальных услуг;
- Автомобили-дома;
- Бронированные транспортные средства;
- Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
- Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
- Специальные транспортные средства;
- Передвижные лаборатории и мастерские;
- Передвижные телевизионные студии.
В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.
На какие машины нужен тахограф в России?
Установка тахографов и дальнейшее их использование предполагается лишь в том случае, если автомобиль используется в целях коммерческой деятельности.
Частные лица, перевозящие свои грузы по стране, не подлежат тахографическому контролю. Однако люди, занимающиеся частными перевозками, зачастую тоже пытаются получить с машины коммерческую выгоду.
В этом случае тахографы должны быть оснащены специальным режимом работы АУТ. Включать его необходимо, если автомобиль не зарегистрирован в качестве коммерческого автотранспорта.
Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:
- автобусы, оборудованные более 8 мест;
- грузовые автомобили, транспортирующие опасные грузы;
- грузовые машины, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.
Согласно ст. КоАП РФ, за отсутствие или нерабочее состояние тахографа в указанных видах автотранспорта предусмотрены административные взыскания:
- на должностное лицо фирмы-перевозчика — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
- на водителя – от 1 000 до 3 000 рублей;
- на юрлицо — от 15 000 до 30 000 рублей.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://avtoved.com/tahograf/eto
- https://pddmaster.ru/rabota/tahograf.html
- http://pravo-auto.com/chto-takoe-tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen/
- http://masterurist.ru/tahograf-na-gruzovyh-avtomobiljah/
- https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/bezopasnost/chto-takoe-taxograf-i-dlya-chego-on-nuzhen.html
- https://avtoved.com/tahograf/na-gruzovye
- https://autolab24.ru/tahografy-na-gruzovye-avtomobili/
- http://pravo-auto.com/nuzhen-li-tahograf-na-lichnyj-gruzovik/
- http://yconsult.ru/avto/populyarnoe/taxograf-na-avtomobile/