Гзк что это

 

В статье мы расскажем что такое государственный земельный кадастр, какие виды бывают и в каких целях он ведется. Узнаем, какие сведения он содержит и какими документами регулируется. Рассмотрим какие объекты подлежат учету в реестре.

Какие сведения содержит

Объекты ГЗК

Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.

Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.

Состав информации

Все сведения, содержащиеся в ГЗК, делятся на следующие составные части по категориям:

  • Отдельные земельные участки;
  • Территориальные зоны;
  • Границы районов, областей и иных муниципальных образований;
  • Границы субъектов РФ;
  • Границы государства.

В состав последних 4 категорий входит информация по границам объекта (будь то территориальная зона или муниципальное образование) и его названию.

Категория «Земельные участки» содержит в себе следующую информацию:

  • Кадастровый номер. Присваивается всем без исключения учтенным объектам недвижимости.
  • Местонахождение ЗУ (его точный адрес).
  • Площадь в метрах квадратных.
  • Вид разрешенного использования надела.
  • Категория земель, в которую он входит.
  • Точное указание границ.
  • Наличие зарегистрированных прав и ограничений.
  • Кадастровая стоимость.
  • Качественные показатели (например, плодородность почвы);
  • Недвижимость, которая неделимо связана с ЗУ.

Порядок ведения системы учета

При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.

Основной единицей кадастровой службы являются местные отделения, которые по установленному образцу и в установленный срок осуществляют деятельность по сбору информации и заносят ее в базу данных.

Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.

В каких целях ведется

Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.

На основе данных ГЗК принимаются решения о:

  • Изменении целевого характера использования земель;
  • Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.

Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.

Учитывая это, задачами Государственного земельного кадастра являются:

  • Зонирование земель;
  • Регистрация наделов;
  • Учет количества и качества имеющейся земли;
  • Бонитировка почв (оценка их плодородности);
  • Проведение кадастровых съемок.

Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.

Под заинтересованными лицами следует понимать:

  • Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
  • Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
  • Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).

Предназначение службы госкадастра

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

  • Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
  • Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
  • Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).

Правовое регулирование

Статья 70 Земельного кодекса РФ гласит, что кадастровая деятельность, связанная с земельными участками, регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Помимо этого, нормативно-правовое регулирование земельного кадастра осуществляется на основе:

  • Конституции РФ (ст. 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76);
  • Гражданского, Земельного, Лесного, Водного и Жилищного кодексов;
  • Федеральных законов: № 221 (частично утратил силу), № 122, № 101, № 172;
  • Приказов Министерства экономического развития;
  • Постановлений правительства;
  • Законов отдельных субъектов РФ.

Детальная схема нормативно-правового регулирования представлена на рисунке.

До 1 января 2019 года все основные особенности ведения государственного кадастрового учета ЗУ регламентировались ФЗ № 221. По состоянию на 2018 год данный Закон в своем содержании имеет лишь информацию о роли кадастровых инженеров.

Все остальные положения утратили силу с началом использования ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Фото 1

История возникновения и развития

Первые упоминания о кадастровой деятельности

Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.

Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».

Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.

Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.

История развития в России

В России земельный госкадастр начинает развиваться со становлением Киевской Руси (IX – XI века). Сборник законов тех времён «Русская правда» содержал в себе информацию, что все земли должно делить на:

  • Дворовые (используемые для возведения строений);
  • Пахотные (для выращивания сельскохозяйственных культур);
  • Пустопорожние (для пастбищ или просто пустые);
  • Охотничьи угодья (леса, поля и болота где водилась дичь).

Качественная оценка земли стала применяться уже в XII веке, когда помимо указанной классификации отдельно отмечалось качество земли в зависимости от ее плодородности, наличия дичи, пригодности для строительства и т.д.

В 1622 году был издан Писцовый указ, согласно которому ответственные писцы должны были производить учет всех имеющихся в их ведомстве земель. Помимо обычной переписи необходимо было указывать владельца земли.

На основе этого Писцовые книги стали юридическим документом, и записи, сделанные в них, являлись первейшим доказательством права владения землей.

Понятие «Земельный кадастр» в России было впервые введено в 1968 году с изданием Земельного кодекса РСФСР.

На сегодняшний день особенности ведения Государственного земельного кадастра регламентируются двумя основными законопроектами:

  • Федеральный закон «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».

Основная документация

Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:

  • Основные;
  • Вспомогательные;
  • Производные.

Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.

К основной документации относятся:

  • Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
  • Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
  • Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
  • Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.

К вспомогательным документам относятся:

  • Книга учета входящих документов;
  • Книга учета выданных сведений.

К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.

Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/opisanie-gzk
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий