В статье мы расскажем что такое государственный земельный кадастр, какие виды бывают и в каких целях он ведется. Узнаем, какие сведения он содержит и какими документами регулируется. Рассмотрим какие объекты подлежат учету в реестре.
Содержание
Какие сведения содержит
Объекты ГЗК
Объектами Государственного земельного кодекса являются все земельные участки, находящиеся в границах Российской Федерации и поставленные на учет.
Помимо этого есть еще неучтенные земли, которые также находятся в границах Российской Федерации. Пока участок не будет учтен Федеральной кадастровой палатой, он не может быть продан, его нельзя взять в аренду, подарить и т.д. Учет новых земель производится по мере необходимости.
Состав информации
Все сведения, содержащиеся в ГЗК, делятся на следующие составные части по категориям:
- Отдельные земельные участки;
- Территориальные зоны;
- Границы районов, областей и иных муниципальных образований;
- Границы субъектов РФ;
- Границы государства.
В состав последних 4 категорий входит информация по границам объекта (будь то территориальная зона или муниципальное образование) и его названию.
Категория «Земельные участки» содержит в себе следующую информацию:
- Кадастровый номер. Присваивается всем без исключения учтенным объектам недвижимости.
- Местонахождение ЗУ (его точный адрес).
- Площадь в метрах квадратных.
- Вид разрешенного использования надела.
- Категория земель, в которую он входит.
- Точное указание границ.
- Наличие зарегистрированных прав и ограничений.
- Кадастровая стоимость.
- Качественные показатели (например, плодородность почвы);
- Недвижимость, которая неделимо связана с ЗУ.
Порядок ведения системы учета
При ведении Государственного земельного кадастра необходимо руководствоваться вышеуказанными принципами, главными из которых являются: организация работы снизу вверх и единая система ведения ГЗК на всей территории РФ.
Помимо этого, в обязанности местных отделений входит работа с гражданами (иными заинтересованными лицами), что подразумевает под собой предоставление необходимой информации и выдачу запрашиваемых справок согласно установленному порядку.
В каких целях ведется
Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.
На основе данных ГЗК принимаются решения о:
- Изменении целевого характера использования земель;
- Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.
Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.
Учитывая это, задачами Государственного земельного кадастра являются:
- Зонирование земель;
- Регистрация наделов;
- Учет количества и качества имеющейся земли;
- Бонитировка почв (оценка их плодородности);
- Проведение кадастровых съемок.
Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.
Под заинтересованными лицами следует понимать:
- Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
- Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
- Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).
Предназначение службы госкадастра
Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:
- Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
- Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
- Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).
Правовое регулирование
Статья 70 Земельного кодекса РФ гласит, что кадастровая деятельность, связанная с земельными участками, регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Помимо этого, нормативно-правовое регулирование земельного кадастра осуществляется на основе:
- Конституции РФ (ст. 5, 9, 15, 35, 36, 71, 72, 73, 76);
- Гражданского, Земельного, Лесного, Водного и Жилищного кодексов;
- Федеральных законов: № 221 (частично утратил силу), № 122, № 101, № 172;
- Приказов Министерства экономического развития;
- Постановлений правительства;
- Законов отдельных субъектов РФ.
Детальная схема нормативно-правового регулирования представлена на рисунке.
До 1 января 2019 года все основные особенности ведения государственного кадастрового учета ЗУ регламентировались ФЗ № 221. По состоянию на 2018 год данный Закон в своем содержании имеет лишь информацию о роли кадастровых инженеров.
Все остальные положения утратили силу с началом использования ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

История возникновения и развития
Первые упоминания о кадастровой деятельности
Кадастровая деятельность зародилась за 3000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Уже тогда египтяне устанавливали четкие границы участков, определяли их площадь и фиксировали это в своей отчетности. Система ведется с целью получения и мониторинга достоверной информации об имеющихся в стране землях.
Само слово «кадастр» согласно истории возникновения появилось в 27 году до нашей эры в Римской империи. Тогда император Август ввел дань для населения за используемую землю и одновременно учредил перепись населения, что называлось «caputigum registrum». Из двух слов сложили одно – «capitastrum», а после оно трансформировалось в «catastrum».
Кадастр современного типа появился в 1718 году, его изобрел Джакомо Мариони.
Суть в том, чтобы учитывать не только земли и их границы, но также и качество земель, их назначение и прибыль, которую имеет с этого участка его владелец. На основе такого кадастра можно было справедливо определить сумму земельного налога.
История развития в России
В России земельный госкадастр начинает развиваться со становлением Киевской Руси (IX – XI века). Сборник законов тех времён «Русская правда» содержал в себе информацию, что все земли должно делить на:
- Дворовые (используемые для возведения строений);
- Пахотные (для выращивания сельскохозяйственных культур);
- Пустопорожние (для пастбищ или просто пустые);
- Охотничьи угодья (леса, поля и болота где водилась дичь).
Качественная оценка земли стала применяться уже в XII веке, когда помимо указанной классификации отдельно отмечалось качество земли в зависимости от ее плодородности, наличия дичи, пригодности для строительства и т.д.
На основе этого Писцовые книги стали юридическим документом, и записи, сделанные в них, являлись первейшим доказательством права владения землей.
Понятие «Земельный кадастр» в России было впервые введено в 1968 году с изданием Земельного кодекса РСФСР.
На сегодняшний день особенности ведения Государственного земельного кадастра регламентируются двумя основными законопроектами:
- Федеральный закон «О кадастровой деятельности»;
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».
Основная документация
Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:
- Основные;
- Вспомогательные;
- Производные.
Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.
К основной документации относятся:
- Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
- Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
- Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
- Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.
К вспомогательным документам относятся:
- Книга учета входящих документов;
- Книга учета выданных сведений.
К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.
Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/opisanie-gzk